Юбилей школы

Школе – 45!

Школа №5 отпраздновала свой очередной  юбилей.  45 лет назад она гостеприимно распахнула свои двери , но ее история уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. В 1935 году была открыта школа №1, располагавшаяся на месте нынешней ДЮСШ-1. Это было деревянное двухэтажное здание с печным отоплением, в котором располагалось всего 8 классных помещений. О том, чем жили ученики и учителя школы, рассказывают архивные записи , которые бережно хранятся в школе. Тяжелое бремя войны коллектив достойно  нес вместе со всем советским народом. Воспитательную работу в те годы возглавляли старшие вожатые Полукарова В.Н. и Павлова Н.Т. По их воспоминаниям, школа во время войны была многонациональной , т.к. Канаш принял эвакуированных детей: белорусов, украинцев, латышей, евреев, литовцев. Старшеклассники  вместе с наставниками выходили на расчистку железнодорожных путей для прохождения  военных эшелонов, заготавливали дрова, вязали носки и варежки для солдат, ухаживали за ранеными в городских госпиталях, вели большую тимуровскую работу.

В послевоенные годы школа жила насыщенной жизнью, сделав большой вклад в дело обучения и  воспитания  подрастающего поколения. В школе многие увлекались  спортом, любимым наставником ребят был молодой и энергичный тренер Григорьев Владимир Яковлевич. Школа  просуществовала  30 лет.

В 1965 году решением исполкома Канашского городского Совета депутатов трудящихся ЧАССР  было решено закрыть школу №1 из-за ветхости здания и построить новую на проспекте Ленина. Весь педагогический  коллектив вместе с учащимися перешел в новое здание в сентябре 1965 года .Туда же были переведены отдельные классы из школ №№4,63, 64 . В год открытия школу посетил наш знаменитый земляк, летчик-космонавт А.Г.Николаев. Возглавила школу директор Л.Ульянова.  В 1966 году ее сменила Л.Андреева, проработав на посту руководителя до 1969 года. В последующие  годы школу возглавляли А..Кузнецов, В..Анишин, Б.Кисаров, В..Хапугин, И.. Березина.

 С 1986 году директором школы был назначен ее выпускник АЛ.Айнутдинов, который вот уже четверть века стоит во главе коллектива. В настоящее время в школе трудятся шесть ее выпускников: учителя математики сестры А.И.Анисимова и Н.И.Кириллова, учителя русского языка Л.С. Проскурина и С.В.Самойлова, учитель физкультуры Е.А.Сперанский, физик Д.Г.Минуллина. Нынешний коллектив школы известен в городе стабильностью, творческим подходом к решению задач обучения и воспитания детей, новаторским духом, стремлением к творчеству и самосовершенствованию. Это современные педагоги, готовые к качественному обучению в традиционном и инновационном режиме, владеющие информационными технологиями в образовании. В школе обучаются 728  учащихся, преподают  44 педагога. Большое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется научной организации труда. Коллектив работает над реализацией личностно ориентированного подхода к учащимся. Педагоги располагают системой мониторинга обученности, что способствует выявлению пробелов в знаниях. Результат этой работы-  высокая успеваемость, результаты ЕГЭ выше республиканского уровня, победы учащихся в конкурсах самого разного уровня, высокий процент поступаемости выпускников  в вузы на бюджетной основе.

Одно из важнейших направлений в работе педагогов школы- раскрытие творческих способностей учащихся.  Разработаны программы, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса: «Комфортная школа» (Школа – социокультурный центр), «Я в мире … мир во мне» (духовно-нравственное воспитание), «Здоровый образ жизни», «Икар» (работа с  «трудными» детьми и детскими группами риска), «Семья + школа», «Росинка» (развитие учащихся начальных классов), «Мы - вместе» (воспитание толерантности), «Зеленая школа» (экологическое образование).

В 2005 году школа вступила в республиканский эксперимент по апробации модели профильной старшей школы, за 5 лет накоплен огромный опыт работы, разработаны учебные программы элективных курсов и курсов по выбору учащихся, авторские программы для углубленного изучения математики, физики, английского языка, химии, биологии, истории, обществознания. С 2009 года школа участвует в республиканском эксперименте по индивидуализации обучения. Уже третий год  она является республиканской экспериментальной площадкой «Школа с этнокультурным компонентом «Диалог культур», в реализации идей,  которой,  активное участие принимают  и учащиеся, и учителя, и родители. С сентября 2009 года в школе реализуется городская экспериментальная площадка «Основы духовной культуры». Главной идеей программы  стало создание и развитие в школе системы духовно-нравственного воспитания детей и подростков на традициях русской православной культуры и ислама.

Школа стала подлинной территорией толерантности, уважительного отношения к людям любой национальности, к их культуре и традициям.  Через погружение в свою национальную культуру, «познавая себя»,  ребенок формируется здесь как личность, получая знания, выработанные человечеством, он готовится к жизни в современном поликультурном обществе. Приоритетной целью образования в  школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к рефлексии и т. д. ).

\nТореева С.Н.